23 февраля 1918 г. воззвание "Социалистическое Отечество в опасности" стало сигналом к поголовной мобилизации в ряды Красной армии, а в будущем дата приобрела сакральное для страны значение. И ныне это особый праздник - День защитника Отечества.
Первые бои Красной армии прошли на полях Первой мировой, закрепился ее дух во время Гражданской войны и интервенции, а всемирную славу она снискала в Великой Отечественной.
Это был тяжелый период, путь, который прошли наши защитники Отечества, - от неудачной Первой мировой, когда прежняя армия была разрушена Временным правительством, и победа была недосягаема, до спасения всей русской цивилизации в противостоянии, в котором ставкой стало само существование народа.
"В этот день на пути врага встал военный человек. И лично для меня 23 февраля остается днем армии, причем днем Красной армии",- рассказал в интервью Накануне.RU известный историк и публицист, директор научно-исследовательского Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов.
Вопрос: В этом году столетие революции, и мы знаем, что есть неразрывная связь с Первой мировой – не было бы ее, не случился бы и Февральский переворот? Так ли это?
Андрей Фурсов: Прежде всего, нужно сказать, что в течение всей второй половины 19 века Россия шла к социальной революции, нарастали противоречия, которые самодержавие не могло решить. И в самый канун Первой мировой войны ситуация весьма обострилась. И в этом плане Первая мировая отодвинула эти противоречия примерно на год. Пошло на убыль забастовочное движение, впрочем, не только потому, что люди были патриотами, но и потому, что боялись, что их отправят на фронт. Однако, уже с 1915 г. те противоречия, которые существовали между верхами и низами, между различными группами самих верхов, обострились. Кроме того, война разрубила патовую ситуацию, которая сложилась в России в начале 20 века. Россия оказалась перед необходимостью серьезных изменений, однако, в обществе не было той силы, которая могла бы их реализовать. Самодержавие с ее прогнившей бюрократией не было таким субъектом, революционеры были достаточно слабы, либеральные политики тоже были достаточно слабы, а дворянство уравновешивало буржуазию. Было такое хрупкое равновесие. А война это равновесие разрушила - все процессы пошли с ускорением, и на рубеже 1915-1916 гг. начал формироваться заговор верхов, заговор буржуазии, с другой стороны - заговор среди представителей масонов, целью которого было свержение самодержавия. В ситуации без войны, думаю, те же процессы продолжались бы, но несколько медленнее.
Вопрос: Зачем вообще Россия вступила в войну?
Андрей Фурсов: Первая мировая была, безусловно, войной империалистической, и, поскольку Россия зависела от французских банкиров, от британцев, от британского капитала, Николай II бросил русского мужика спасать английский и французский капиталы. Противоречия между Россией и Германией не были столь остры, чтобы вызвать войну. Но войны хотела Великобритания, ей нужно было одним ударом решить и германскую проблему, и российскую - убрать Германию как конкурента и поставить под контроль ресурсы России. Очень показательно, что когда в английском парламенте стало известно об отречении царя, о свержении самодержавия в России, Ллойд Джордж, премьер-министр, наш союзник, сказал: "Достигнута одна из целей войны".
То есть одной из целей этого противостояния было свержение самодержавия и приведение к власти такого правительства, которое смотрело бы в рот британцам и не потребовало бы свою долю от победного приза.
Вопрос: Российскую империю использовали как таран?
Андрей Фурсов: Да, безусловно, здесь британцы должны были решить одну проблему. Их не устраивала ситуация, если бы Россия вышла из войны, а с другой стороны, их не устраивала и наша победа. И они решили эту проблему очень просто - поскольку в России уже вызревал заговор против царя, то они его и поддержали. И если бы британцы как лидеры Антанты во время войны топнули ногой и сказали – никаких фокусов с заговорами во время войны – ничего бы не было. Но они этого не сделали. Наоборот, они активно подталкивали заговорщиков к тому, чтобы свержение случилось. По сути, британцы предали царя. Но потом они предадут его второй раз, когда откажутся принять у себя, и, в общем-то, если бы Британия приняла у себя царя, то и он, и его семья остались бы живы. Но они предали его вторично.
Вопрос: Мы знаем, что, например, Временное правительство в войне продолжило участие, а основным лозунгом коммунистов было "долой войну" - это так?
Андрей Фурсов: Уже в 1916 г. дальновидные представители российской армии и военной разведки говорили о том, что необходимо выйти из войны. Не надо таскать каштаны из костра для Британской империи. Однако царь упорно их не слушал. В этом отношении большевики сделали то, что должны были сделать давно - выйти из войны и не таскать-таки каштаны для Британской империи. Наш замечательный геополитик Едрихин (Вандам) задолго до войны написал, что единственный способ для Великобритании решить проблему Германии – это сухопутная война, в которой три четверти военного времени возьмет на себя Российская империя. Так оно и вышло.
Вопрос: Тем не менее, 2 февраля 1918 г. Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев. То есть первой войной, где проявила себя Красная армия, была мировая?
Андрей Фурсов: Войны как таковой уже не было, и большевики прекрасно понимали, что они будут тянуть переговоры в Бресте, но как только немцы продемонстрируют агрессивные намерения – они подпишут мирный договор. Так и вышло, другое дело, что большевики тянули время, поскольку шла внутри большевицкой партии борьба, и, кроме того, борьба большевиков и левых "эсэров" по поводу мира. Но они дотянули до того, что мир заключили на значительно более тяжелых условиях, чем были первоначальные предложения немцев. Впрочем, в 1918 г. Вильгельм был свергнут, и Брестский мир был аннулирован.
(далее по ссылке)